*Ludmila* (enigma_vita) wrote,
*Ludmila*
enigma_vita

Созерцание в духовных традициях мира

Оригинал взят у sozertsaniye_ru в Созерцание в духовных традициях мира
Созерцание в высшем своём аспекте – это понимание вне понятийной системы, надинтеллектуальный способ познания, сопричастность некой глубинной мудрости.

«Мудрый человек знает всё, не выходя со двора», – так говорит об этом состоянии соединения с мировым сознанием древнекитайское учение о Дао.

He выходя со двора, можешь познать мир.
Не открывая окна, можешь узреть Небесный Путь.
Чем дальше уходишь, тем меньше узнаешь.
Вот почему премудрый человек
Никуда не ходит — а все знает,
Ни на что не смотрит — а все понимает,
Ничего не делает — а все свершает.
(Дао Дэ Цзин, гл. 47, пер. В. Малявина)



Частота созерцательного состояния довольно высока. Прежде всего потому, что оно напрямую относится к сфере духа.

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на место созерцательных практик в духовных традициях мира. На Востоке они входят в более широкий термин «дхьяна» (санскр. ध्यान, dhyāna, «созерцание», «видение умом», «интуитивное видение», «медитация», «сосредоточение», «размышление»).

В системе йоги это седьмая из восьми ступеней, предваряющая самадхи. Это значит, что практикующий уже подготовлен этически (яма), поведенчески – ведёт соответствующий учению образ жизни (нияма); он овладел энергиями тела и дыхания (асана и пранаяма), а также контролем над чувствами и эмоциями (пратьяхара). Дхарана, 6-я ступень, традиционно понимается как сосредоточение, дхьяна – как непосредственно созерцание.

("Совершенствуясь в дхаране адепт достигает дхьяны (медитация или созерцание), следующей части, когда в уме медитирующего остаётся только объект концентрации, возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Уже на конечной стадии, самадхи, медитация становится настолько глубокой, что достигается единство с Параматмой (Вселенской душой или Абсолютом)" - цит. по Википедии)


Подобная система последовательной подготовки сознания практикующего к собственно трансформации в буддизме – это Благородный восьмеричный путь, известный также как Срединный путь. Его 8 ступеней входят в три раздела: мудрость (правильные воззрение и намерение), нравственность (правильные речь, поведение и образ жизни), и духовная дисциплина – собственно работа с сознанием (правильные усилие, памятование и сосредоточение).

Осваивать эти правила, по словам Будды, следует постепенно: «Сначала следует утвердиться в благих состояниях, то есть в очищении моральной дисциплины и правильных взглядах. Затем, когда моральная дисциплина очищена, а взгляды выпрямлены, следует упражняться в четырех основах внимательности» (Сутта нипата). Однако же это и не линейный путь, при котором мы просто переходим из состояния в состояние, покидая предыдущее: все пройденные ступени «повышаются» в качестве с каждым новым витком развития. И так называемое правильное памятование и сосредоточение в этой системе относятся к завершающей фазе.

В буддизме разделяют 8-9 дхьян, и означают они уровни глубины понимания. «Главным итогом дхьяны является переход медитирующего в иное, чисто внутреннее измерение сознания» (В.Г. Лысенко).

Возвращаясь к термину дхьяна, напомним, что под ним понимается не только собственно созерцание, но и умозрение, сосредоточение, концентрация и т.п. – то есть это более широкое понятие. Однако в буддизме есть две школы, которые основаны на созерцании в прямом смысле: это дзэн, зародившийся под влиянием учения о Дао, и дзогчен - одна из школ тибетского буддизма. О них (и о различии между ними) мы будем говорить отдельно, так как в связи с темой журнала они представляют для нас особый интерес.


Практика созерцания в сугубо религиозной сфере получила своё выражение, например, в направлении исихазма в христианстве (греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность) – это мистическая практика богосозерцания путём молитвенного самоуглубления.

"Высокую глубину узрит разумно держащее безмолвие сердечное, и дивное услышит ухо у безмолствовавшего ума".
Преподобный Исихий

Суфизм без созерцания тоже не обходится. Механизм созерцательной природы так, например, описывает суфийский мистик Хазрат Инайят Хан (в книге «Очищение ума»):

«Душа посылает токи вовне посредством пяти чувств. Но когда пять чувств находятся под контролем, когда дыхание посылается внутрь, уши не слышат больше и рот не говорит, тогда пять чувств направлены внутрь. И когда однажды органы чувств оказываются закрытыми с помощью медитации, тогда душа, которая была приучена простираться наружу, начинает простираться внутрь; и так же, как человек получал переживания и силы из внешнего мира, он начинает получать переживания и силы из внутреннего мира. И таким образом душа может простираться дальше, и дальше, и дальше внутрь до тех пор, пока она не достигнет своего подлинного истока – Божественного Духа».
(продолжение следует)

Tags: Медитация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments