*Ludmila* (enigma_vita) wrote,
*Ludmila*
enigma_vita

Карма Дордже " Подвиг" / Статьи Н.К.Рерих /.


Карма Дордже 1934 С.Рерих Рига


                                           ПОДВИГ



Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире: например, слова "Указ" и "Совет" упомянуты в этом словаре. Следовало добавить еще одно слово - непереводимое, многозначительное русское слово "Подвиг". Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения. Говорят, что на тибетском языке имеется подобное выражение, и возможно, что среди шестидесяти тысяч китайских иероглифов найдется что-нибудь подобное, но европейские языки не имеют равнозначного этому древнему, характерному русскому выражению.

Героизм, возвещаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово "подвиг". "Героический поступок" - это не совсем то; "доблесть" - его не исчерпывает; "самоотречение" - опять-таки не то; "усовершенствование" - не достигает цели; "достижение" - имеет совсем другое значение, потому что подразумевает некое завершение, между тем как "подвиг" безграничен.

Соберите из разных языков ряд слов, означающих лучшие идеи продвижения, и ни одно из них не будет эквивалентно сжатому, но точному русскому термину "подвиг". И как прекрасно это слово: оно означает больше, чем движение вперед,- это "подвиг"!

Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс - это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества.

Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Неудивительно, что русский народ создал эту светлую, эту возвышенную концепцию. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях. Он стойкий работник, он знает цену труду, он чувствует красоту действия в пылу труда, он готов приветствовать каждого помощника. Ласковость, дружелюбие, помощь угнетенному - вот характерные черты героя.

Подвиг не только можно обнаружить у вождей нации. Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру.

"Подвиг" означает движение, проворство, терпение и знание, знание, знание. И если иностранные словари содержат слова "Указ" и "Совет", то они обязательно должны включить лучшее русское слово "Подвиг".

Волнением весь расцвеченный, мальчик принес весть благую. О том, что пойдут все на гору. О сдвиге народа велели сказать. Добрая весть, но, мой милый маленький вестник, скорей слово одно замени. Когда ты дальше пойдешь, ты назовешь твою светлую новость не сдвигом, но скажешь ты: "Подвиг!"

Н. К. Рерих "О Вечном" 1942 г.



Карма Дордже " Подвиг" 1934 С.Рерих


Аскет, носящий имя «Путь Молнии», путешествовал по Индии и Тибету и на несколько дней останавливался в имении Рерихов в Кулу. Этот отшельник производил неизгладимое впечатление своей мудростью и знаниями, почитался местными людьми как воплощение великого учителя Миларепы, с именем которого в традиции тибетского буддизма связывается образ идеальных отношений «Учитель — ученик».

В одном из писем Святослава Рериха к Кэтрин Кэмпбелл мы находим первое упоминание о появлении Карма-Дордже в Кулу: «Я собираюсь послать тебе фотографии прекрасного молодого ламы, который, несомненно, относится к старинному типу аскетов. Сейчас он живёт вместе с нашим ламой, и у него было несколько замечательных видений. Такая радость видеть настоящего нищенствующего монаха. Они всё ещё существуют, но очень редки».

 



О нём неоднократно упоминала в своих письмах и Елена Ивановна Рерих: «В 1933 году нас посетил тибетский лама Карма-Дордже, в беседе с ним на духовные темы он рассказал нам между прочим о своём посещении знаменитого отшельника Кшетрапа в пещере, находящейся в окрестностях местечка Шасрегтог Восточного Тибета. (...) Сидя у себя в пещере, он мог вызывать неопаляющий огонь, дуя вокруг себя, причём огонь сначала стелился по земле и затем сосредоточивался на сухом дереве, стоявшем в глубине пещеры. Лама Карма-Дордже сам трогал этот огонь руками и не получил никаких ожогов, но ощущал лишь приятную теплоту. (...)

Конечно, посетивший нас лама является исключением среди так называемых садху. После краткого пребывания у нас лама однажды утром пришёл попрощаться, говоря, что должен спешить, ибо Учитель его, живущий в горах Тибета около священной горы Кайласа, зовёт его, он слышал его зов. Через полгода он снова вернулся в наши края и сообщил, что Учитель его умер, но он не успел дойти вовремя. Теперь он удалился в полное затворничество на десять лет, по истечении этого срока он выйдет учить. (...) Много замечательных видений было у него во время его пребывания у нас. Сын мой написал его портрет, прилагаю Вам фотографию с этой картины. Кто знаком с типом тибетских лам, должен будет признать, что лицо его необычно».

Как ни удивительно, но явление святого странника было предано широкой огласке, когда в ноябре 1934 года фотография с его портретом была опубликована на обложке харбинского журнала «Рубеж» с подписью «Тибетский лама в гостях у академика Н.К. Рериха».

Особое место в творчестве Святослава Николаевича Рериха занимают портреты «Карма-Дордже» (1934, 1974 гг.). В конце 1933 года художником создан первый вариант картины с изоб­ражением гималайского отшельника в пурпурном одеянии. Он запечатлён непоколебимо стоящим на фоне горного пейзажа, посреди безбрежного пространства озера, подёрнутого предрассветной утренней дымкой. Вдохновенное лицо странствующего йога с проникновенным добрым взором обращено к солнцу, он несёт в мир весть от снежных вершин, возвышающихся за его спиной. Длинные волосы, связанные в пучок, — характерная черта изображений буддийских йогинов. Левая рука сокрыта под накидкой, в правой он будто держит невидимый скипетр-дордже, пальцы сомкнуты в жесте мудры «vajrahumkara». Предельная ясность образа достигнута иконоподобной фронтальной композицией портрета.

«Такие люди, как он, сейчас редкость. В Тибете их не более двух или трёх. ...Этот человек действительно живёт согласно своему учению», — писал о нём художник.

В течение нескольких лет Святослав Рерих создал ещё две картины: «Карма-Дордже» (1934 г., ЛНХМ5) и «По­двиг» («Достижение») (1938 г.).

В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке сохранился один из эскизов к картине 1934 года из рижского собрания (см. на обложке), который существенно отличается от законченного произведения цветовой гаммой и некоторыми деталями композиции. И спустя сорок лет, в силу неизвестных нам причин, художник вернулся к его образу вновь, повторив свой шедевр 1934 года в новой технике, но при точном соблюдении пропорций (1974 г.).


Tags: Н.К.Рерих
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments